Победу в поединке одержал Такэмикадзути. Слово «сумо» образовалось от японского глагола «сумафу» (мериться силами). От данного глагола было образовано существительное «сумахи», спустя сотни лет оно трансформировалось в слово «сумаи», а затем и в «сумо».
В эпоху Хэйан сумо было важным ритуалом императорского двора. Представители всех провинций должны были участвовать в соревновании при дворе. Специальных судей не было, обычно за боем следили военачальники дворцовой стражи, основными их задачами были пресечение запрещенных приемов и контроль синхронности старта. Если возникал спорный вопрос, то обращались за помощью к аристократии, если и те не могли принять решение, то вердикт выносил сам император.
Конец XVII века в Японии был для сумо «Золотым». Страна находилась в изоляции, это дало толчок к развитию народных промыслов и боевых искусств. Отличившиеся борцы и актеры театра очень быстро становились знаменитостями. Заводились специальные списки, в которых были перечислены имена лучших борцов, а также отмечены все их титулы. В этот период практически полностью сформировались правила сумо и определились основные приемы (72 приема или кимаритэ). В 1909 году был построен большой спортивный комплекс Кокугикан для проведения соревнований и турниров по борьбе сумо.
Сумо является неотъемлемой частью японской культуры, которая бережно хранится целыми поколениями.
Правила и техника борьбы. В сумо запрещается:
● наносить удары кулаками или делать тычки пальцами;
● наносить удары ногами в грудь или живот;
● делать захваты за волосы;
● делать захваты за горло;
● делать захваты за вертикальные части маваси;
● заламывать пальцы соперника;
● кусаться;
● наносить прямые удары в голову.
Поединки сумо проводятся на специальной квадратной площадке со стороной 7,27 метра, которая называется дохё. Существует 2 вида таких площадок:
● мори-дохё — глиняный или земляной трапезоид высотой 34−60 см;
● хира-дохё — плоский дохё, который используется для тренировок и для соревнований в случае отсутствия мори-дохё.
Сама арена ограничена по периметру жгутом из рисовой соломы и представляет собой круг диаметром 4,55 метра. Сумоист должен либо вытолкнуть соперника за пределы этого круга, либо заставить его коснуться поверхности круга любой частью тела кроме ступней. Cо стороны борьба сумоистов выглядит как настойчивое «толкание» друг друга. При этом поединки в сумо чрезвычайно скоротечны: обычно они длятся 1−2 минуты, схватки продолжительностью более 5 минут — большая редкость. За ходом поединка следят 4 боковых судьи, главный арбитр и рефери на помосте.
Экипировка в сумо. В экипировку борцов сумо входят лишь специальные пояса — маваси, которые повязываются через пах на талии. Отсутствие какой-либо одежды на сумоистах неслучайно, этим подчеркивается «чистый» характер этой благородной, по японским меркам, борьбы: соперники не имеют возможности спрятать оружие в складках, например, кимоно, в которых выступают дзюдоисты. Маваси соперника нередко используется сумоистом при проведении захватов и бросков, поскольку ухватиться за большинство частей тела отягченного большой жировой массой спортсмена просто невозможно. Умышленно срывать пояс с соперника запрещено, а потеря пояса по вине самого борца приводит к его дисквалификации (правда, случается это крайне редко).
Для сумотори немаловажен собственный вес. Современные сумоисты — люди крупной комплекции. А поскольку в технический арсенал этого вида борьбы не входят болевые приемы и агрессивные атакующие действия, основную массу тела сумоистов составляют не мускулы, а жировые отложения, что придает поединкам уникальную неповторимость. Наряду с физической силой сумоист должен также обладать хорошей реакцией и чувством равновесия, удержать которое в ходе борьбы, — учитывая большой вес соперников, — весьма сложно.
Простым и незатейливым сумо кажется только непосвященному зрителю. Повалить великана-сумоиста на помост или вытолкать его за пределы круга нелегко. Этому мешает гигантский вес борцов. Кроме того, в сумо, как в любом другом виде борьбы, существует набор приёмов, позволяющих спортсмену технически грамотно атаковать и защищаться. В современном японском сумо насчитывается 82 основных приёма. К числу самых распространенных относятся такие приёмы, как «йорикири» — проведение обоюдного захвата, при котором спортсмен, оказавшийся спиной к границе круга, вытесняется противником (в среднем, около 30% побед в современном сумо достигается именно этим приёмом), и «какэдзори» — бросок соперника через бедро. Один из самых сложных и, одновременно, самых красивых и эффектных приёмов — «иппондзой», захват обеими руками одной из рук соперника с последующим броском его через спину (за период с 1990 по 2001 этот сложнейший приём принес победу только одному сумоисту — Кайо, который при собственном весе 170 кг сумел перебросить 220-килограммового Мусасимару).
В отличие от международных турниров по сумо, где поединки проводятся по весовым категориям, в классическом японском сумо в схватках участвуют борцы вне зависимости от своего веса. Это придает ему исключительную зрелищность и наглядно демонстрирует, что в сумо важен не только вес, но и техника спортсмена.
Эмблема Федерации сумо России
Ежегодно Федерацией сумо России проводится в общей сложности около 36 спортивных соревнований, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.
Сумо активно развивается в 43 субъектах Российской Федерации, на сегодняшний день в стране насчитывается более 6 тысяч человек, занимающихся этим видом спорта.
Руководители и спортсмены Федерации
КОНТАКТЫ
КОНТАКТЫ